При работе с рекламой важно знать где наиболее эффективное место для размещения и какие объявления приносят трафик. Для этого маркетологи используют так называемые UTM-метки.
UTM (Urchin Tracking Module или модуль отслеживания Urchin) метки – это параметры (переменные), которые содержат дополнительные данные, передающие в системы веб-аналитики информацию о характеристиках трафика.
С помощью меток вы будете точно знать с какой именно рекламной кампании, объявления или даже ключевого слова пришёл ваш клиент. Также их использование позволит получить показатели по количеству переходов, процент отказа, глубину просмотра, время пребывания на сайте и достижение целей. Полученную информацию можно просмотреть в Google Analytics и Яндекс.Директ.
Стоит отметить, что UTM-метки предназначены для отслеживания именно внешнего трафика. Для внутренних переходов на сайте метки не нужны, так как каждый раз, когда пользователь переходит по ссылке с UTM, то Google или Яндекс регистрирует новый визит. Как выглядит utm-метка?
UTM-метка состоит из названия параметра и его значения, которые разделены знаком «=». Сами метки разделяются амперсандом «&». Добавляется в конец к URL целевой страницы.
В некоторых ссылках уже стоит знак вопроса, тогда метки мы начинаем с амперсанда.
У параметров и значений есть специальные названия, позволяющие системам аналитики (Google Analytics или Яндекс.Метрика) правильно воспринять данные. В зависимости от задаваемого значения параметры могут быть:
- статические — передаваемое значение вы задаете сами, например, utm_source=google (utm_source — параметр, google — статическое значение);
- динамические — система автоматически подставляет нужные данные, например, term={keyword}, где вместо {keyword} передается ключевая фраза, по которой произошел показ. Другими словами, вы создаёте одну метку, а Google Adwords или Яндекс.Директ уже сам заполняет значения для каждого перехода по объявлению. (подробнее можно узнать тут)
Также UTM-метки делятся на обязательные и необязательные. В общем их насчитывается 5 видов:
- utm_source (англ. source — источник) — источник перехода (трафика);
- utm_medium (англ. medium — канал) — тип рекламы (контекстная реклама, баннер, пост, письмо);
- utm_campaign (англ. campaign — кампания) — название рекламной кампании или объявления;
- utm-term (англ. term — выражение, условие) —ключевое слово, фраза;
- utm-content (англ. content — содержимое, контент) — дополнительная информация, которая помогает различать объявления.
Как побороть дубли страниц?
Часто случается, что URL с метками расцениваются поисковыми системами как дубли страниц. Такая проблема сильно вредит SEO – продвижению. Чтобы этого избежать, следует предпринять следующие меры:
- Отключить передачу новых страниц на индексацию в Яндекс.Метрике;
- Подменить URL в адресной строке с использованием javascript (так пользователь не сможет скопировать адрес страницы с дополнительными атрибутами и поделиться им);
- Добавить meta-тэг rel=”canonical” на оригинал страницы. Он склеит все копии страниц в одну;
- Запретить к индексации через robots.txt страницы с UTM-метками;
- Указать в директиве Clean-Param в robots.txt параметры UTM-меток (для Яндекса).
P.S.: Обратите внимание!
- Часто начинающие маркетологи забывают ставить знак вопроса перед меткой. В таком случае браузер не может определить, что это метка и пытается открыть страницу с несуществующим адресом.
- Забывают ставить разделяющий знак «&» между метками. Система веб-аналитики сформирует некорректную статистику, так как не поймёт, где закончилась метка.
- Разные названия у одинаковых данных. Например, в одной ссылке вы передаете источник перехода «yandex», а в другой «ya» или «Yandex». Системы аналитики не поймут, что это одно и то же — и у вас будет неудобная статистика с несколькими вариантами Яндекса.
- Слова следуют разделять подчеркиванием (_) или дефисами (-).
- Не стоит использовать заглавные буквы.
- Использование на сайте кодировки, отличной от UTF-8, может привести к некорректной работе меток.
- Полученные ссылки с UTM-метками получаются очень длинными. Чтобы придать им более «презентабельный вид», следует их сокращать.